Что такое каннибализация ключевых слов и как ее избежать?

Каннибализация — это отображение в поисковой выдаче разных URL адресов одного и того же сайта, при вводе в строку одного ключевого запроса.

каннибализация поисковых завросов фото
должен остаться только один

Признаки каннибализации ключевых слов


Определить проблему можно по следующим признакам:

  • Релевантная страница изменилась — по одному ключу появляются разные страницы сайта в выдаче.
  • Трафик не растет на целевых URL.
  • Потеря позиций — самая распространенная ситуация при каннибализации ключевого запроса.
  • Потеря веса релевантных страниц
  • Ухудшение поведенческих факторов

Точечно проверить каннибализацию ключевых запросов

При помощи оператора (подходит для Яндекса и Google)

site:название сайта и “”

Вот пример как это выглядит на практике

оператор гугл поиск дублей в Яндекс

Видно что по запросу “живые устрицы” в выдаче присутствуют 3 страницы категорий, карточка товара и главная.

Они конкурируют друг с другом за первое место по этому каждая из них имеет низкие позиции. Примерно в пределах от 10 до 30 места.

Как массово определить каннибализацию поисковых запросов с помощь Ahrefs

Джошуа Хардвик (Joshua Hardwick Head of Content @ Ahrefs) автоматизировал в Google Таблицах процесс поиска каннибализации ключевых слов.

Кстати, в ахрефс вы можете бесплатно добавить свой сайт после регистрации, а также подключить гугл аналитику с ключевыми словами.

Процесс выявления:

  1. скопировать адрес сайта в Site Explorer в ахрефс;
  2. перейти в отчёт Organic Keywords;
  3. экспортировать все ключевые слова в формате XLSX или CSV (обратите внимание: будет проще, если вы сразу уберёте все нерелевантные столбцы);
  4. открыть файл в Google Таблицах.
  5. во вкладке “РЕЗУЛЬТАТЫ” будут выделены все URL, которые ранжируются по одним и тем же ключам

Построение таблицы может занять несколько минут — смотрите на строку состояния в правом углу.

Если хотите автоматизировать, скопируйте себе эту Таблицу Google: скачать можно здесь.

массовый поиск каннибализации ключевых слов фото
Вот что получается на выходе

Поиск дублей страниц

Используйте Screaming Frog (бесплатно до 500 страниц, при желании можно найти лицензию) или полностью бесплатный Site Analyzer.

Таким образом можно собрать файл с дублирующимися мета тегами, на основе которого можно отсортировать данные по тегам заголовков и найти дубликаты.

 Screaming Frog - найти дубли страниц
скриминг фрог — поиск дублей по тайтл

Как предупредить появление каннибализации поисковых запросов?

Лучший способ — создать таблицу в excel с помощью Key Collector со структурой сайта. То есть Кластеризованные группы ключевых слов под каждый URL.


Заказать семантическое ядро под ключ вы можете в нашем агентстве SEMACTIV.

Мы поможем найти эффективные ключи для продвижения, составим правильную структуру сайта с точки зрения SEO, пропишим мета теги и создадим ТЗ копирайтеру. Окажем полный комплекс работ по внутренней оптимизации.

Предугадать каннибализацию можно только создав грамотно архитектуру сайта на основе карты релевантности. Также многие оптимизаторы советуют выстраивать структуру по системе SILO. Это многоуровневая система, для простого управления внутренним ссылочным весом.

silo архитектура категорий сайта
сило структура

Как победить каннибализацию ключей и повысить трафик


1. Слияние страниц (консолидация контента)

Объединить контент и поместить на одной странице, а с других — настроить 301 редирект.

2. Сохранение обеих страниц


Если страницы имеют хорошие позиции — трогать их не нужно, оставляйте как есть.

3. Сделайте канонизацию


Используйте атрибут rel=»canonical» тега на идентичных или очень похожих страницах. Данный атрибут сообщает поисковой системе о странице, которую нужно считать основной.

4. Смена ключевых слов


Оптимизируйте вспомогательные документы на ключевые фразы, например, с более “длинным хвостом” (ссылка TG пост) — писал об этом в своем Телеграм канале.

Каждая страница, при этом, должна давать добавочную ценность посетителю, а не просто менять шаблон заголовка или описания. Ведь основная цель поисковой выдачи — давать пользователю хорошие полезные материалы и закрывать разные интенты полностью.

Пример каннибалицации и правильного распределения поисковых фраз

URLKeywordURLKeyword
/zhivye_moreprodukty/живые устрицы /zhivye_moreprodukty/ живые морепродукты
/zhivye_moreprodukty/ustricy/живые устрицы /zhivye_moreprodukty/ustricy/ живые устрицы
/живые устрицы / интернет магазин морепродуктов
КаннибализациянеправильноГрамотноераспределение
таблица — как нужно подбирать ключи для страниц категорий
Делаю слияние контента и ставлю 301 редирект
50%
Оставляю обе страницы
10%
Ставлю rel="canonical"
10%
Оптимизирую под ключи с длинным хвостом
30%
Для меня это сложно
0%
Проголосовало: 10

Как избежать каннибализации в будущем


Довольно сложно и долго разбираться с ключевыми словами-каннибалами, которых накопилось уже очень много. Поэтому, лучший вариант — избегать их возникновения.

Предупредить их возникновение просто.

Перед публикацией новой статьи перейдите в Гугл и введите запрос вида:

URL: “желаемое ключевое слово”

Если в выдаче уже есть такие страницы вашего сайта — задумайтесь о смене запросов для вашей статьи.

Вопросы seo эксперту
Как быть интернет магазинам, у которых одинаковых товаров может быть десятки?

Например кроссовок Nike. Как в этом случае уйти от дублирования ключевика “кроссовки Nike”?

Похожие товары в интернет-магазинах обычно объединяются в категорию, на которую имеются ссылки в хлебных крошках на карточках товара.

Часто этого достаточно. Ведь логично приводить посетителя по конкретному запросу “кроссовки Nike” не на какую-то модель определенного размера, а на всю категорию с возможностью фильтрации, сортировки и других элементов выбора.

Карточка товара должна иметь заголовок более конкретный, описывающий страницу/особенности товара, то есть, ориентирована на запросы более низкочастотные.
Как быть в случае, когда страницы в категории отличаются только по географическому признаку.

Например, сайта агентства недвижимости, на нем есть раздел “Продажа квартир”, в разделе страницы “Продажа квартир в Москве”, “Продажа квартир в Самаре” и т.д.

Причем содержимое страниц отличается совсем немного (разные только цены и география услуги). В данном случае запросы, да и контент страниц, очень сильно (процентов на 70-80%) похожи. Тут и каннибализация, и почти дублированный контент.

Как быть в таких случаях?
Здесь каждый ключ геонезависимый с содержанием ГЕО в ключе, по этому каннибализации здесь нет.
Под фразы: “домашние пивоварни” и “мини пивоварни” есть необходимость создавать отдельные страницы? Частотность у обоих запросов высокая, а клиенты имеют в виду одно и то же (домашние мини пивоварни)
Да, это одно и то же. По выдаче Яндекса, в принципе, видим много пересечений сайтов по этим запросам.
Если две ключевые фразы имеют один и тот же интент пользователя ( например адвокат по наркотикам и адвокат 228), то даже несмотря на то, что кластеризацией по топу они разделяются на две отдельных страницы, то лучше их все равно продвигать на одной странице? То-есть в первую очередь обращать внимание на потребность пользователя, а уже потом на результат кластеризации по топу?
При составлении структуры сайта - самое важное поисковое намерение (интент), а уже потом кластеризация по ТОП. Вы тут правы. Очень часто кластеризуются запросы на разные страницы, так как нет конкурента у которого это на 1 странице.
Как разграничить коммерческие и информационные запросы в рамках одного сайта, чтобы не было каннибализма индексируемых страниц в SERP.
Не смешивайте запросы разных интентов на одной странице. Следите за текстом анкора при размещении внешних и внутренних ссылок.

КЕЙС +30% трафика за счет удаление дублей и устранения каннибализации

Пришел крупный клиент и поставил задачу увеличить посещаемость.

Услуга на продвижение под ключ с абонплатой. Из рекламных каналов для бизнеса интересовало только SEO.

Время на оптимизацию по договору — 3 месяца

Процесс продвижения:

Провели большой внутренний аудит сайта и конкурентов. Составили рейтинг конкурентов по убыванию трафика. Получили большой объем информации над чем работать.

При анализе сайта обнаружили, что создано большое количество страниц оптимизированных под одинаковые запросы.

Это частая проблема сайтов, которые делались не на основе семантики, а по факту исходя из ассортимента магазина.

Как решали вопрос

  1. Нашли дубли по Title с помощью “Лягушки” для:
  • статей блога;
  • страниц тегов;
  • каталога магазина;
  • карточек товаров.


2. Добавили сайт в сервис Ahrefs и выгрузили ключи — составили карту каннибализма по релевантным.

3. Переписали мета теги — составили правильный заголовок title.

4. Удалили ключи с менее значимых страниц.

5. Расширили семантику и произвели HARD кластеризацию в программе KeyAssort.

6. Оптимизировали страницы, которые на наш взгляд лучше удовлетворяют потребность покупателя

P.S. Использовали все 4 способа борьбы с каннибализацией. Наиболее эффективно показал себя фокус с обединением контента и простановкой 301 редиректа на целевую страницу со второстепенной.

Результаты после проведения работ за 3 месяца
Увеличился трафик
30%
Улучшили видимость по ключевым запросам
20%
Динамика по позициям
42%

Выводы:

Каннибализация ключевых запросов это проблема, на выявление и исправление которой оптимизатору приходится тратить много времени. Поэтому лучший вариант борьбы с ней — это её предупреждение.

Перед тем, как создать новую страницу, всегда проверяйте, нет ли уже существующих подходящих страниц.

Перевалов Илья

Всем привет!
Я Вебмастер - работаю в интернете с 2005 года!
Занимаюсь профессионально разработкой семантического ядра и внутренней оптимизацией сайтов!

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Елена

    Очень информативная и полезная статья. Спасибо автору!

    Ответить